Каждый профессиональный фотограф знает, что для того, чтобы снять действительно красивую сцену, необходимо приложить максимум усилий. В первую очередь наблюдательность и терпение. Если при съёмке в фотостудии мастер контролирует освещение сам, то для съёмок на природе нужно учитывать освещение в разное время суток.
Так, полдень – не совсем благоприятное время для удачных фотокадров. Слепящий солнечный свет придаёт окружающим цветам невыразительность, небо кажется белесовато-голубым, особенно у горизонта. Возникающие благодаря этому яркие блики и размытые чёрные тени делают лица неестественными, создавая эффект маски.
При пасмурной погоде благоприятен рассеянный свет, особенно для макросъемки или для съёмки портретов. Но следует не допускать попадания в кадр затянутого тучами неба.
В это время суток удобно снимать различные пейзажные сюжеты, например, лесную чащу.
Примерно за час до заката можно снимать как живописные пейзажи, так и архитектуру и портреты.
Не зря это время суток называется «Золотой час» – Мягкий контраст, длинные тени от предметов, выгодно подчёркивающие текстуру и рельеф, насыщенная и богатая цветовая гамма. В «Золотой час» получаются наиболее удачные фотоснимки практически при любом ракурсе и без особых усилий.
Самое интересное, как правило, начинается после заката. Солнце только что скрылось за горизонт и облака удивительным образом демонстрируют все богатые оттенки красного: золотисто-пурпурный, малиновый, розовый.
В сухую погоду, содержащую в воздухе много пыли, если повернуться на восток на 180 градусов, можно увидеть длинную розовую полосу в небе – Пояс Венеры. Само же небо на востоке мягкого малинового оттенка, переходящего от розового снизу к лиловому, фиолетовому и синему вверху. Нежно-голубая кромка почти над самым горизонтом – это тень нашей Земли в атмосфере.
На рассвете всё происходящее выглядит практически так же, как и на закате, с тем лишь отличием, что ранним утром окружающие цвета немного холоднее.
Это объясняется тем, что в предутренние часы воздух гораздо чище и не так сильно рассеивает красноватые лучи. Кроме того, в это время суток есть большой шанс поймать стелющийся над водой утренний туман.
Сумерки просто идеально позволяют запечатлеть архитектуру и красивые рукотворные ландшафты.
После заката и перед рассветом наступает так называемое режимное время, когда небесная яркость сопоставима с яркостью искусственного освещения.
Очень важен здесь низкий контраст между искусственным и естественным освещением, чтобы проработать все детали желаемой сцены и получить как можно более насыщенные цвета.
Сумерки отлично подходят и для съёмки ночных пейзажей. Следует учитывать, что в это время суток, если дует ветер, погода не годится для съёмки движущихся предметов, например, деревьев. На фотоснимке они будут просто смазаны.
Сложнее всего снимать ночью благодаря слишком высокому контрасту между тенями и огнями фонарей. При довольно длительных выдержках (более 30 секунд) возникает заметный шум вследствие нагрева сенсора камеры. К сожалению, у цифрового оборудования есть такой недостаток. Для многоминутных или даже многочасовых выдержек лучше перейти на плёнку.
Нужно отметить и особенности географической широты. Например, на юге свет утром и вечером начинает меняться намного быстрее, чем в северных темнота, как и рассвет, может наступить неожиданно, а «Золотой час» длиться всего полчаса.
На севере же солнце движется по относительно пологой дуге, чем делает благоприятное для съёмки время несколько длиннее. При удачной погоде в районах, близких к заполярью, освещение на редкость фотогенично. Фаза абсолютной темноты отсутствует, закат плавно перетекает в рассвет, а солнце не поднимается на такую высоту, чтобы создавать неконтролируемый контраст.
В целом общее настроение фотографии напрямую зависит от погоды. Нет ничего восхитительнее внезапных погодных изменений – резко выглянувшее из-за вечерних облаков солнце или блеснувшая на небе молния могут порой стать причиной невероятно фантастического освещения и поистине впечатляющих картин.
Нужно стараться следить за прогнозом погоды, учиться видеть в каждом состоянии природы его фотографические возможности, наблюдать все повторяющиеся закономерности атмосферных явлений, используя для планирования стратегии съёмок.
Главное – это терпение и наблюдательность, так как нужного сочетания многих факторов (времени года, погоды, освещения и других) можно ждать от нескольких часов до нескольких суток. Ведь радуга, иней на деревьях, гроза или туман бывают не каждый день. Самые хорошие фотографии получаются после довольно длительного, иногда и многолетнего, тщательного изучения объекта съёмки, чтобы понять, как именно и при каких условиях он может быть снят с лучшего ракурса.