Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге

После некоторого затишья, практически пешком, мы перемещаемся из посёлка Мама в культурную столицу нашей прекрасной Родины. И сегодня я расскажу про Музей истории фотографии.
Музей истории фотографии основан 18 августа 2003 года по инициативе ряда частных лиц и общественных организаций.
О существовании этого музея я узнал случайно. Ну то есть все предыдущие поездки в Питер я о нём конечно знал, но побывать как-то не получалось. Находится он по адресу г. Санкт-Петербург, ул.Профессора Попова, 23. Режим работы музея несколько необычен, посетить его можно ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 13.00 до 17.00. Особенно приятно – вход абсолютно бесплатный.Начинается экспозиция с ателье петербургского фотографа второй половины XIX века. В зале представлены павильонные складные камеры, они же “гармошки”. В конце сороковых годов XIX века младший двоюродный брат Нисефора Ньепса – Абель Ньепс де Сен-Виктор приходит к решению использовать в качестве основы для негатива стеклянную пластинку, для равномерного распределения солей серебра на поверхности которой он применяет светопроницаемое, клейкое вещество – сначала крахмал, а затем разведённый яичный белок. Пластинки дали «замечательную чистоту и чёткость изображения», однако процесс проигрывал в частности калотипии в быстроте.
В 1849 году англичанин Фредерик Скотт Арчер наносит на стеклянные пластинки коллодий (раствор нитроцеллюлозы, или пироксилина, в смеси спирта и эфира), затем очувствляет их раствором нитрата серебра. Снимок делается, пока поверхность остаётся влажной; при оптимальном освещении выдержка сокращается до 1 секунды. «Мокроколлодионный процесс» не был запатентован, и начиная с 1851 года быстро набирает популярность. Стеклянные негативы разрешают ряд существенных для ранней фотографии проблем: они сокращают выдержку, открывая новые возможности в области портрета, а также улучшают передачу деталей и тональных переходов.
Самым ранним экспонатом, относящимся к данному периоду истории фотографии является камера для «мокроколлодионного процесса», датируемая серединой XIX века.
Кстати, практически у каждой стены с экспонатами есть QR-код для приложения izi.TRAVEL. Скачиваем, сканируем, включаем, кладем телефон в карман и получается полноценная экскурсия. Мы приехали в музей в пятницу днём и нам никто не мешал, мы были единственными посетителями.Принцип стереоскопии был известен ещё в самом начале 19 века, но никому не удавалось разработать прибор, который мог бы практикой подтвердить теорию. Впервые стереоскопические изображения были показаны широкой общественности на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Это стало возможным благодаря изобретению Дэвида Брюстера, который собрал стереоскоп с двумя увеличительными линзами, расположенными на расстоянии примерно 6.35 см одна от другой, то есть на обычном расстоянии между зрачками человека.
Первое же время стереоскопические снимки делали либо одной камерой, которую устанавливали в паз и по нему сдвигали в сторону, чтобы сделать ещё одну экспозицию, либо снимали двумя обычными камерами.
В первые четыре десятилетия своего существования фотография представляла собой сложный процесс, доступный лишь профессионалам и любителям, располагавшим временем и средствами, позволявшими овладеть данной наукой.
Необходимость проявлять и печатать собственные снимки не позволяла фотографии стать популярным хобби. Тем не менее, в 1888 году появилась камера, совершившая переворот в истории фотографии. На фотографии конечно же не она.
Это была не первая ручная камера и не первая камера с роликовой фотоплёнкой. Истинная значимость её заключалась в том, что это был первый этап сложной системы прогресса в любительской фотографии. Камеры продавались уже с заряженной плёнкой (сначала бумажной, впоследствии целлулоидной) на 100 фотографий. После использования всей плёнки камеру отправляли на завод для проявки, после чего вновь заряженную камеру возвращали владельцу со стопкой напечатанных фотографий. В музее представлены киносъёмочные аппараты в разнообразном ассортименте. Аппарат «Красногорск-3» был предназначен для съёмки на стандартную 16-мм киноплёнку, которая для зарядки наматывалась на пластмассовые бобины. Их ёмкость была равна стандартному ролику киноплёнки длиной 30 метров. У многих до сих пор дома лежат пластмассовые бобины с плёнкой. Я свои, например, давно уже оцифровал, но выбросить оригиналы рука не поднимается.
Мультфильмы, у меня вот были почти все выпуски «Ну, Погоди!». Стереоскопические фотоаппараты советского периода. Фотоаппарат LOMO Compact стал основателем целого жанра фотографии – ломографии – который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов.В музее фотоаппараты выставлены на стендах по алфавиту.Здесь вы сможете увидеть дальномерный фотоаппарат «Репортёр», зеркальный 35-мм фотоаппарат «Спорт», «Зениты», «Ломо», «Горизонты» и много чего ещё.
Отдельно представлены зарубежные фотоаппараты «Kodak», «Leica» и многие другие. Специально не выкладываю все фотографии из музея, чтобы и у вас был повод обязательно посетить этот интереснейший музей. Кстати, там же можно приобрести сувениры, плёнку и химию для проявки и печати фотографий в домашних условиях.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

А мне хотелось бы сказать «Спасибо!»: 👩Марине – за то, что сам я бы так и не поднял свою задницу; 👫Диме и Ане – за великолепную экскурсию в Кронштадт и возможность чувствовать себя истинным театралом каждый вечер; 🧝‍♀Самому настоящему Эльфу из мастерской Деда Мороза – за весёлые Питерские вечера, эксклюзивный презент и мимими-милейшее новогоднее напутствие; 👨‍👩‍👧‍👦Всем, с кем очень хотелось, но в следствие разных причин так и не удалось встретиться в этот раз – за то, что у меня теперь есть не один повод вернуться в ваш прекрасный город. #спасибопитер #благодарности #благодарность #благодарностипост #спасибодрузья #спасибодрузьям #люблюпитер #lovespb #onelovespb #spb

Публикация от Фотограф – путешественник (@wmwc.ru)

Как многие догадались, этим постом я открыл серию про поздно-осеннюю поездку в Санкт-Петербург. Продолжение следует.

Один комментарий к “Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге”

  1. Спасибо. Эх молодость.
    Сейчас перебирая старые фотографии испытываю ностальгию, а тогда ощущал удовольствие от «классно» получившихся черно-белых картинок. Это была жизнь, с ее маленькими радостями, которые казались большими!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *