«Дружище, давай пересечёмся, я…

…буду, – раздалось у меня в телефонной трубке гораздо раньше, чем просыпаются уважающие себя безработные, – где-то с 6 марта.»
«Хорошо. – ответил я и, подумав, добавил,  – а где будешь-то?»
«Как где? – удивилась трубка, – В Новгороде.»
«Хорошо» – на автомате ответил я и повернулся было на другой бок, но тут до меня начало доходить что я как обычно слишком быстро согласился на очередной опрометчивый поступок. А по затылку звонившего вы можете догадаться, что встреча состоялась. Окончательно переборов сон я сел гуглить. Дабы не повторить ошибку аргентинцев Хосе и Люсии, которые в 2018 году во время Чемпионата Мира по футболу перепутали Новгороды, что было несложно сделать, ведь даже одна из первых партий официальных буклетов выглядела так (фото из интернетов): Я всё же сначала уточнил, что мне нужен Великий Новгород. А дальше начался какой то ад. Оказывается из Москвы в Великий Новгород ходит всего три поезда, причём два из них проходящих, плюс за плацкарт на даты перед Масленицей просили что-то около 3000 рублей с человека в одну сторону. С автобусами всё попроще, там цена около 1000 рублей с носа, но по каким-то неведомым для меня факторам все они приходят в город с 3-х до 4-х утра. При условии, что заселение практически в любую гостиницу происходит не ранее полудня, что делать посреди чужого города с чемоданами почти 8 часов совершенно неясно.

И тут я вспомнил, что у меня в пользовании сейчас есть прекрасный, экономичный (ну почти), полноприводный, японский джЫп. Несложные математические расчеты показали, что поездка свои ходом получается уж никак не дороже поезда. А если еще и найти компанию, то вообще дешевле автобуса.

Среди кучи народа которые кто женится, кто разводится, а кто рассуждает стоит ли выходить замуж, обнаружился один адекватный человек, лёгкий на подъём, которая на этих выходных не собиралась ни замуж, ни в отпуск – знакомьтесь – Бальджир Викторовна.

Даже люди, которые иногда путешествуют (да, я себя к таким отношу) не застрахованы от приступов географического кретинизма. Именно такой и накрыл меня в час ночи с 8 на 9 марта когда я уже ехал по Москве, чтобы забрать Бальджир. Почему-то я решил, что Великий Новгород это примерно где Тверь, то есть 200 километров от столицы. Куда делось еще почти 400 километров, не могу сейчас сказать. Просто оказалось, что ехать немного дальше, чем я ожидал. Но моя бывшая коллега (да, когда-то мы трудились вместе) умело не давала мне уснуть рассказывая оставшуюся дорогу от Твери разные забавные истории, анекдоты и юморески.

Спустя около семи часов, уже совсем недалеко от Новгорода, на трассе я приметил вот такой вот интересный дом-магазин.

«Эвоно как удивительно – подумал я, – Самовары продают. А вроде и не в Тулу едем.» Честно говоря, мысль о Новгородских самоварах не давала мне покоя все выходные. Но к этой теме я еще вернусь. А пока раннее заселение и целых три часа сна до встречи со старым другом.

Проснувшись, у меня было твердое желание передвигаться по городу на чём угодно, кроме личного транспорта. Всё-таки не рассчитан наш автомобиль на дальние поездки. Договорившись о встрече с нашим «Мистером Икс» (а вы уже догадались о ком идёт речь?) в одном из торговых центров Новгорода и посмотрев по карте, что это не очень далеко от нашей гостиницы в самом центре города, мы двинулись в путь пешком.

О чём и пожалели, дойдя до железнодорожного вокзала. Ветер, нет ветрище, стоял такой, что рекламные стенды, стоящие на асфальте у магазинов гнуло и прижимало к земле. Школьники, спешащие по каким то своим делам выходного дня, делали шаг против ветра и по наледи отъезжали назад на два шага.

Потихоньку новостройки захватывают пространство старых районов и бывших деревень. Наледь на тротуарах такая, что по всему городу можно смело передвигаться на коньках.

Дорога, на которую Яндекс.Навигатор, будь он неладен, давал 35 минут пешком заняла почти 1,5 часа. Новгород 2019-го года местами напомнил мне Москву 1993-го. Кстати, практически в каждой торговой палатке можно расплатиться пластиковой картой! Москва, учись!

Наконец наши пешие потуги были позади и вот он – человек, которому принадлежит голос из трубки из начала рассказа, человек, который живя в Мурманске предлагает Москвичу встретиться в Новгороде просто погулять, человек – дрессировщик Новгородских воробьёв – Сергей!

А также его прекрасные дамы Екатерина и Дарья!

Голуби искренне не понимают почему для дрессировки Сергей выбрал воробьев. Наверняка всему виной глупый стереотип, что голубь – самая глупая птица в мире. А ведь учёные давно доказали  что это не так.Кстати, Сергей периодически зовёт меня за Полярный круг, и вот тут можно почитать о наших приключениях в Мурманской области.

Осмотр Новгорода мы начали с Кремля. Здесь стоит самый древний храм в России –  Софийский собор (1045-1050), древнейшая постройка гражданского назначения – Владычная (Грановитая) палата (1433) и другие памятники XV-XIX вв.

Крепостные стены, имеют протяженность 1487 метров, высоту от 8 до 15 метров и толщину от 3,6 аж до 6,5 метров.

Детинец, это название Новгородского Кремля, с трех сторон окружён глубоким рвом, а с четвертой стороны – рекой Волхов.

На противоположной стороне от Детинца – Ярославово дворище. На фотографии – аркада Гостиного двора.

В 1985 году через реку Волхов был построен неразрезной трехпролётный балочный пешеходный мост с арочными очертаниями нижнего пояса. Он называется Кремлевский мост.

У основания моста со стороны набережной Александра Невского установлена скульптура Девушка-туристка. В нашем случае почему-то не резкая «Девушка – туристка», но это заслуга исключительно криворукости фотографа.

Современное «искусство» на доме XIX века.

Суровые российские реалии – такая маленькая, а уже продавец-кассир.Примерно здесь две трети женского коллектива нашей команды под командованием продавца-кассира отправились на дневной сон, а мы решили съездить в Рюриково городище – торгово-ремесленный и военно-административный центр Приильменья, археологический памятник IX века. Но так как находится оно на истоке реки Волхов из озера Ильмень, без личного транспорта было не обойтись. Да и ветер нас окончательно достал, пешком ходить особого желания и не было. Идея с передвижением на общественном транспорте потерпела полное фиаско. На фотографии недостроенный мост через реку Волхов и мы уже на месте.

В IX—X веках Городище являлось первым предгородским поселением в районе нынешнего Великого Новгорода. Известно в том числе как резиденция новгородских князей, с которой связаны многие имена известных политических деятелей Древней Руси. На территории городища в разное время располагалось 6 деревянных и каменных церквей неоднократно возобновлявшиеся и перестраивавшиеся. Это церкви Николы на Городище, Богородицы Благовещенья, Косьмы и Дамиана, Михаила Архангела, Георгия и вероятно Сретения Богородицы. Сейчас руины церкви Богородицы Благовещенья расконсервированы и реставрируются.

Потрясающие виды на исток реки Волхов и Свято-Юрьев мужской монастырь.

Детинец отсюда тоже видно, по прямой до него всего 2км.

Я фотографирую наш вездеход, Бальджир фотографирует как я фотографирую наш вездеход, как эти двое попали на фотографию вообще никто не знает.

Я нашёл новость от 22 сентября 2014 года, что в Рюриковом Городище построят уникальный музейно-туристический комплекс. Он будет включать в себя музейный центр с выставочными комплексами, хранилищем для артефактов и лабораторией, «Викинг-парк», в который войдут гостиничный комплекс и четыре стилизованные деревни — датская, шведская, норвежская и русская. Также в рамках инвестиционного проекта в Рюриковом городище планируется возведение причала, амфитеатра и даже детского парка развлечений. Вероятно, к 2019 году всё таки что-то начали делать. Справа – Сиверсов канал.

А это – церковь Преображения Господня на Ковалёве, она не является частью Рюрикова городища и находится по пути на трассу М10.

Силы покидали нас, мы попрощались с Серёгой и разъехались отдыхать, ведь завтра помимо прогулок нам с Бальджир надо было вернуться в Москву.

На следующее утро, пока Мурманская часть нашей дружной компании просыпалась и собиралась, мы решили съездить в музей Витославлицы. Он очень похож на музей Тальцы в Иркутской области, где я был в октябре 2018 года. Кстати, не верьте Яндексу, на картах написано что музей открыт с 10:00 до 18:00, но это не так. По крайней мере в марте 2019-го в 16:00 он уже был закрыт, а вход разрешался вообще до 15:00. К сожалению, добрая половина экспонатов была закрыта на реставрацию, открыты были лишь следующие:

Сам музей находится на той же стороне, что и Детинец, рядом с Юрьевым монастырём. К сожалению, на монастырь в этот раз времени не хватило. Но вернемся в музей.

«Витославлицы» – архитектурно-этнографический музей, позволяющий познакомиться с традиционной народной культурой. Состоит из четырех этнографических зон, представляющих типичные крестьянские усадьбы со всеми хозяйственными постройками и архитектурой малых форм. А теперь – загадка. Что за животное на фотографии?

Чтобы ответ не был следующей фотографией – вот фотография русской печи, примерно на такой Емеля разъезжал в сказке «По щучьему веленью». Мы приехали очень рано, всё только открывалось, ближе к полудню здесь вовсю начнут печь блины и праздновать Масленицу.

Небольшой анонс следующего поста, в котором я побываю в музее наличников. А вы знаете в каком он городе? Пишите ответ в комментарии.

А вот и ответ на загадку про животное. Это же лошадь!

И не просто лошадь, а Масленичное чучело. Именно в Новгородской губернии основной персонаж ряженья – лошадь с санями и возницей. Такое ряженье является основным образом (конечно же наряду с Масленицей-костром) Масленицы у русских, имеющих большую хронологическую глубину по сравнению с женским чучелом.

На фоне горок – Церковь Николая Чудотворца из села Высокий Остров 1765 года постройки.

Часть экспозиции «Хозяйство и быт новгородских крестьян». Здесь сидела очень милая смотрительница, которой я и задал вопрос – «А откуда целый дом самоваров на въезде в город, ведь никогда Новгород не отождествлялся с самоварами?» «Да, я поняла про какой дом вы говорите, мы с мужем по этой трассе на дачу ездим, сами давно хотели заехать, спросить, но не было времени.»

К лету обещают открыть все экспозиции, рекомендуется к посещению. А нам отзвонился Сергей и нам пора ехать к Новгородскому Кремлю на празднование Масленицы. Центр весь перекрыли для движения автотранспорта, мы специально пересекли реку и оставили машину ближе к трассе, чтобы удобнее было выезжать. Последние приготовления к гуляниям идут полным ходом.

Вот уже и чучело на месте. К сожалению, сожжение было запланировано на 17:00, а выехать нам было необходимо в 15:00, так что на основное действо мы не попали.

Ветра как вчера не было. Но периодически начинал капать достаточно противный дождь.

Когда на фотографии видно широкую русскую душу.

Под мерзким дождём на главной площади идёт праздничный концерт.

Традиционные развлечения – масленичный столб, гиря и мордобой кулачные бои.

Пошла жара!

Тест уникального нового сервиса – Яндекс.Повозка.

Представлены тарифы «Барин» и «Холоп».

У самой молодой участницы нашей туристической группы празднование Масленицы должно было проходить по заранее составленному и утвержденному плану:

1. Катание на паровозиках;
  2. Катание на лошадях;
  3. Сладкая вата;
  4. – ∞. Вон тот аттракцион, вот этот аттракцион, а еще пойдём туда, и вот это возьмём.

Кажется, Серёга этот план подписал не прочитав.

Внезапно настало 15:00 и я начал превращаться в тыкву пора было ехать, ведь нам с Бальджир в понедельник на работу. Тепло распрощавшись со старым другом и взглянув напоследок на Великий Новгород мы отправились в путь.

Постскриптум.

На обратном пути мне даже пришлось поспорить с маршрутом навигатора только для того, чтобы заехать в дом с самоварами. Охота ведь пуще неволи. Оказалось, что это не просто дом-магазин, это целый дом-интернет-магазин, в котором действительно продаются настоящие старинные самовары. Преимущественно Тульские. А мастера – реставраторы, которые там работают, сами когда то работали на Тульском заводе самоваров «Штамп». Я давно мечтал о настоящем угольном самоваре на даче, поэтому не удержался. Теперь у нас есть вот такой вот красавец.

4 thoughts on “«Дружище, давай пересечёмся, я…”

1. Время за чтением пролетело незаметно. Интересно пишешь.

2. На что снимаешь?
    Самовар крутой! Печь на которой ездил Емеля стоит в тальцах!)))

3. На всё, что под руку попадется. Тут у меня в распоряжении была камера Sony a58 + Sigma 18-200mm f/3.5-6.3