Апшеронская узкоколейная железная дорога

Самое сложное, пожалуй, пересилить себя и перестать искать отмазки. Человек состоит из отмазок – поверьте я и сам до этой поездки находил тысячи причин почему я не могу поехать: то “двоюродная кошечка троюродной тётушки заболела, как же я могу их бросить!” , то “да я бы поехал, но вот туда летит Боинг, а не Аэробус”, то “ой, у меня как раз очень важная встреча с человеком, с которым я вижусь всего шесть дней в неделю вместо восьми”. Тут должен произойти некий “волшебный пендель” или некий щелчок в голове, который на моё счастье случился в лице одной моей прекрасной подруги. Она сидела за ноутбуком и, пока я отходил, взяла да и забронировала билет на самолёт. И сразу как-то получилось, что понос у кошечки вполне способны вылечить и без меня, Боинг, может и не самый быстрый самолёт в мире, но так же успешно летает, а тот с кем надо было встретиться вообще про эту встречу то и забыл.Как результат – я в Краснодарском крае, Апшеронском его районе. И здесь меня очень заинтересовала Апшеронская узкоколейная железная дорога…

Скорость выхода публикаций у меня, по прежнему не очень. Поездка была аж в октябре прошлого (2017 уже в прошлом!) года, а систематизировать материал я удосужился только сейчас. Но ведь лучше поздно, чем никогда, правда? В первый день поездки эмоций было поменьше, чем усталости, но пока происходил трансфер из Краснодара в Хадыженск мы заглянули в город Горячий Ключ – город в котором что ни лужа, то минеральный или термальный источник. А грязь вообще даже на обочинах дорог целебная. Моим друзьям из Тайланда привет, от Горячего Ключа до Пхукета на 2000 километров меньше, чем от Москвы.Последняя фотография этого дня – почему то провода. Ну да пусть будет так.Наступил день второй, пожалуй, самый долгожданный за эти выходные. Сегодня в распоряжении нашей группы в распоряжении целый день будет состав, состоящий из мотрисы (местные называют её “Матрица”) и пассажирского вагона-платформы, предназначенной скорее для перевозки леса, нежели человеков. Но мы люди не гордые, на подобные мелочи жизни внимание не обращаем. Итак, вот она красавица!Тронулись!Собственно, сцепка.Первая остановочка. Узкоколейка не принадлежит РЖД, ей владеет производственно-деревообрабатывающий комплекс «Апшеронск» и использует её в основном для лесозаготовок. По мере возможности, конечно же проводится текущий ремонт путей. Но это помогает не всегда. Периодически, составы сходят с рельс и летят в ущелье в реку Пшеху. Внимательный читатель найдет оторванную колесную пару на следующем фото. В Великую Отечественную Войну вдоль долины реки Пшеха проходила линия обороны Советской армии. Враг так и не смог пройти урочище Волчьи Ворота.  В расщелинах высоких скал были установлены станковые пулеметы, и их кинжальный огонь сбрасывал фашистов в стремительно несущийся поток реки. Отсюда началось освобождение Адыгеи. На скале, вдоль узкоколейки установлены обелиски в честь погибших советских воинов 9-й, 31-й, 383-й стрелковых дивизий и 41-ой Донской кавалерийской. На мемориальной доске — фамилии павших героев и надпись: «Слава Вам Герои!».Первая остановка “10-й  километр”. Здесь пути расходятся – направо линия уходит в сторону поселка Отдалённый (бывш. Шпалорез) и налево на хутор Кушинка – оттуда сейчас преимущественно возят лес для ДОКа. Вдалеке представители местного молодёжного населения. Их единственная возможность добраться до школы – “Матрица”.А мы наслаждаемся видами и горным воздухом. Большинство домов в печальном состоянии, что неудивительно.А мы двигаемся дальше. Спидометр не работает, но скорость движения не превышает 15 км/ч. Быстрее просто очень опасно.Частично, дорога состоит из мостов. Ладно, из конструкций, которые в 1927 году (на момент открытия УЖД) были мостами. Сейчас из ремонта происходит только замена шпал. То есть когда одна окончательно догнивает и падает в пропасть – прикручивают новую. А вот и конечная станция нашей “Матрицы”  – посёлок Отдаленный. Раньше назывался Шпалорез, так как тут производили шпалы для этой самой железной дороги, но производства давно нет и поселок без особой фантазии переименовали.Члены нашей группы сразу же попытались наладить контакт с местным населением.И контакт произошел!Поселок стоит на берегу той же реки Пшеха. Некоторые здания выглядят совсем уж печально. Работы в поселке нет, зато есть школа. Пока мы ходили по поселку и искали оригинальные кадры, нас тоже фотографировали как достопримечательностей.А это – Николай.Николай снимает на среднеформатный “Киев-88”. Снимает очень хорошо. С его работами можно ознакомиться по этой ссылке.

Тем временем, наш поезд был готов отправиться в обратный путь. Еще с нами был Дмитрий. Особо ценен он был наличием у него детских мыльных пузырей, которые прекрасно пузырылись по ходу движения нашей открытой платформы. Однако, сам Дмитрий получился на фотографии гораздо лучше, чем мыльные пузыри.А на самом деле нас было аж 25 прекрасных интересных человек. И в этот момент все эти 25 человек (а я всех отметил в видео, никого не забыл!) возвращались на ночлег в Хадыженск, ведь нас ждал еще один прекрасный день! На третий день была запланирована поездка по второй части узкоколейной железной дороги. Когда то она соединяла поселки Гуамка и Мезмай, но после схода оползня в 2011 году работает лишь небольшой участок от Гуамки и ходят там исключительно туристические поезда. Протяженность рабочей линии – чуть более двух километров. По пути в Мезмай. Останки станции Мезмай. Примерно в 2014 году в поселок проложили нормальную асфальтовую автомобильную дорогу. Эта дорога – первый этап работ по развитию горнолыжного курорта Лагонаки, но мы сейчас не об этом. С момента постройки дороги в поселке начали появляться очень даже себе симпатичные дачки. Хотя, может быть это конечно же дом отдыха.Мезмайские собаченьки. Здесь дорога проходила вдоль реки Курджипс. Это неиспользуемый участок УЖД.Бэкстейдж от Дмитрия.То самое место схода оползня. Именно тогда было принято решение о прокладке асфальтовой дороги в Мезмай и отказ от ремонта этого участка узкоколейки. Гуамское ущелье поражает воображение масштабностью. Понятно, почему фашисты дальше не прошли. В 2002 году в результате сильного наводнения линия была существенно повреждена и один из тепловозов упал в реку. До сих пор на пути стремительного бурлящего потока лежит этот печальный памятник.Туристов на этом участке катает вот такой мотовоз.В Гуамке на запасных путях стоит еще одна мотриса и вагоны для холодных времен года. А это конечная остановка не только сегодняшнего дня, но и всего нашего путешествия.

Бонус! Смонтировал небольшое видео о поездке:

Хотелось бы выразить благодарность клубу путешественников “Неизвестная Россия” и лично Антону Квитанцеву за организацию действительно впечатляющих выходных. Кстати, поездки в эти прекрасные места продолжаются и если вы чувствуете что готовы – вот здесь всё подробно написано и о стоимости и о датах и о том как всё проходит. Оставайтесь с нами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *