Кронштадт

В эту поездку было уделено должное внимание ближнему окружению Санкт-Петербурга. В Кронштадт нас согласились сопроводить (а точнее, привезти, выгулять и вернуть обратно) Дмитрий, которого конечно же все мы помним по поездке на Апшеронскую узкоколейку и его коллега Анна, которая сегодня дебютирует в моём блоге. На этой фотографии она смотрит на нас пока немного недоверчиво (ಠ_ಠ)Конечно же осмотр города Кронштадт, который кстати единственный населённый пункт Кронштадтского района Санкт-Петербурга, начинается с  Никольского Морского собора. Он же – Никольский ставропигиальный Морской собор, самый крупный из морских соборов Российской империи.

Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Вот они, на фоне модели эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек.

1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Что только в нём после этого не было. В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», часть заняли склады. В 1950-е годы – концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. Для этого был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. И только в 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. Правда, ему это не особо помогло и к началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало.

2 ноября 2005 года, в день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, в главном храме Военно-морского флота России была совершена первая с момента закрытия Боже­ственная литургия.Полноценные работы по восстановлению храма начались только в 2009 году. Всё внутренне убранство, которое мы видим сейчас – результат долгой и кропотливой работы архитекторов и реставраторов. И 24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.А пока мы с Мариной бегали с фотоаппаратами в поисках лучшего ракурса, Дмитрий с Анной обсуждают какие-то рабочие вопросы.

Рядом с собором расположены два сквера — южный и северный, а так же Якорная площадь.

Погода не совсем располагала к длительным прогулкам, поэтому Марина согревалась разгоном кронштадтских голубей.

При вечернем свете собор очень красив и величественен, а его высота купола позволяет служить ориентиром с моря, крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

А наш путь лежал к набережной.

Вид на Среднюю гавань из Петровского парка.

Фото с той же точки, только 50 лет назад.

Шутка, это был современный кадр, сделанный Мариной на Зенит.

Для того, чтобы попасть к кораблю-музею «Беспокойный»  посмотреть на Военно-Морскую базу, из Петровского парка необходимо перейти по доковому мосту через Петровский канал мимо Петровского дока. И о, ужас! Он оказался на ремонте. Да не просто на ремонте, а фактически разобран. И для того, чтобы попасть на другую сторону канала надо обойти всю территорию дока, обратно, мимо Никольского собора, вдоль Обводного канала по Екатеринискому парку. А что делать? Мы и пошли.

Увидев в глубине первого попавшегося двора какой то памятник, я свернул, а остальные зачем-то пошли за мной. Неопытные наверное ещё. Памятника на фотографиях у меня почему-то нет, зато на стене этого явно заброшенного здания висит табличка, которая гласит «Здесь, в бывшем минном офицерском классе работал изобретатель радио А.С. Попов. 1883 – 1901 гг».  В мае 1897 г. русские корабли «Европа» и «Африка» уже успешно использовали новое средство связи. А к 1904 г. на Русском Флоте работало уже 75 радиостанций системы А.С. Попова, изготовленные в Кронштадте в специальной мастерской. А заброшка эта не что иное, как Казарма Первого учебного морского экипажа.

Побродив вокруг по руинам этого памятника архитектуры Федерального значения, и даже немного заблудившись, мы всё же вышли на нормальную дорогу, но уже с ботинками полными снега.

Здесь, в Кронштадте, у Синего моста через Обводный канал находится исходный пункт нивелирной сети когда то СССР, а теперь и России. Нивелирная сеть это единая система высот на территории всей страны, она является высотной основой всех топографических съемок и инженерно-геодезических работ. Это место для России воистину играет роль «пупа Земли», как однажды назвал его Юрий Гагарин. Нуль Кронштадтского футштока представляет собой многолетний средний уровень Балтийского моря.

В ходе знаменитого наводнения в Санкт-Петербурге с 6 на 7 ноября по старому стилю (19 ноября – по новому) 1824 года уровень воды поднялся на 3 метра 67 сантиметра выше ординара. Это бедствие было увековечено А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник», а на домах невских набережных до сих пор можно встретить памятные значки на уровне середины второго этажа, куда поднялась вода.

Память о наводнении отмечена и на Синем мосту в Кронштадте, где установлена бронзовая памятная табличка, на которой отмечен уровень поднявшейся воды.

Здесь же, у Синего моста, установлен памятник блокадной колюшке. Колюшка – очень маленькая рыбка с колючками на спине, которую рыбак даже на корм котам не возьмет. Однако, в начале Великой Отечественной войны блокада стала тяжелейшим испытанием для жителей осажденной города-крепости. Запасы провизии подходили к концу и люди варили из колюшки уху с добавлением рыбной муки, делали котлеты. Многие блокадники обязаны этой маленькой рыбке жизнью. А во Втором Ленинградском медицинском институте был разработан специальный препарат «Жир колюшки», применявшийся в госпиталях для лечения ожогов и ран.

И вот, наконец, мы вышли на пирс с деревянным маяком. Маяк действующий, хоть и имеет статус резервного, поэтому внутрь него попасть нельзя.

На одном из берегов Петровского канала стоит эсминец-музей «Беспокойный». Заложен он был на Северной верфи Санкт-Петербурга в 1987 году, а в 1994 году «Беспокойный» обеспечивал визит королевы Великобритании в Россию, однако уже в 2004 году во время выхода в море, корабль не смог вернутся обратно на собственном ходу. Через несколько лет «Беспокойный» был полностью обездвижен, его двигатели были переданы на другое судно. Сейчас на корабле установлены различные образцы современного вооружения и судно полностью переквалифицировано в музей.

На другой стороне – ракетный катер Р-47 проекта 12411.

На соседнем пирсе действующей военно-морской базы кипит работа.

Неподалеку была замечена российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ Б-806 «Дмитров».

Мимо не торопясь проходил новейший корабль северного гражданского флота России «Андрей Вилькицкий» – самый мощный в мире дизельный ледокол величиной с семиэтажное здание. Второе негласное название – «Яркая гордость Арктики». «Вилькицкий» может преодолевать торосы порядка двух метров толщиной. Предполагается, что в основном он будет бороздить пресные воды за полярным кругом и ходить по маршруту Северного морского пути.

С пирса вдалеке виден Форт Кроншлот (нем. Kronschlot — «Коронный замок») — памятник истории и архитектуры XVIII века. Это который совсем вдалеке – с маяком. Это один из фортов крепости Кронштадт, его построили в 1704 году, всего на год позже основания самого Санкт-Петербурга. А на переднем плане батарея «Князь Меншиков».

Тем временем Марина нашла личную подводную лодку проекта 907 “Тритон-1М” и незамедлительно оседлала её.

Упс, кажется тормоза не работают.

На этом месте, пожалуй, мы побежим догонять Марину, ведь она уже приближается к следующей части моего рассказа, который выйдет уже на следующей неделе! Спасибо за внимание!

Один комментарий к “Кронштадт”

  1. ХаХаХах! Очень смешно! Я прям как герой комиксов “Невероятные приключения Марины в блоге Андрея”))))))))))))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *